У харизматов формируется совершенно специфический тип веры: если для представителей традиционной религии библейские события - исторический факт или догматическое понятие, то для харизматов – часть субъективной реальности. Они считают необходимым не просто “знать”, но “пережить” то же, что переживали Христос, апостолы и первые христиане, им необходимо соприкасаться с Богом “непосредственно”. Эта особенность определяет роль лидеров, через которых они получают первоначально “свидетельства”, а потом и дары Святого Духа. Этой особенностью можно объяснить абсолютную некритичность к проповедям, которые носят примитивный характер, к незнанию пасторами Священного писания, к многочисленным речевым и стилистическим ошибкам, к убогости жизненного опыта и примитивной назидательности поучений людей, которые намного моложе большинства присутствующих на молитвенных собраниях.
“Глоссолалия”, “говорение на языках”, “крещение святым духом” – библейские эвфимизмы для обозначения особого психического состояния, в которое необходимо войти верующему, что бы пережить встречу с Богом, - состояния транса. Людям с пробитой “рациональной оболочкой” этот процесс удается с минимальными усилиями. Их способность спонтанно входить в состояние транса срабатывает очень быстро. Тех же, у кого “рациональная оболочка” достаточно прочна, необходимо провести по ступеням экзальтации, для чего используется:
 
- определенный тип музыки;
- состояние предельной экзальтации проповедника;
- предельно возможная громкость звучания музыкального сопровождения и хора;
- звуки низкой частоты, генерируемые в этот момент музыкантами;
- состояние предельного возбуждения и экзальтация верующих, находящихся по соседству;
- голоса и выкрики тех, кто уже вошел в транс.
По существу, здесь используется приемы шаманской практики.
“Говорение на языках” в качестве свидетельства крещения святым Духом происходит лишь однажды, оно представляет собой посвящение, инициацию. На первом посещении верующий может впасть в состояние транса спонтанно или после процедуры посвящения. В качестве духовного дара оно практикуется регулярно, эта “работа” представляет собой трансформацию психики, погружение ее в бессознательное состояние. Другими словами, практика “говорения на языках” это практика “ментального челнока”, который под влиянием пастора-манипулятора непроизвольно изменяет свое состояние.
“Принятие Святого Духа или крещение святым Духом”, а также говорение на языках воспринимается как свидетельство “богоизбранности”. Переживающие эти состояния чувствуют себя прощенными, исцеленными, безгреховными, возвращающимися в рай, совершенно не замечая, что они поддались не призыву Христа: “Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными”, а дьявольскому искушению: “И будете как боги!” Они абсолютно убеждены, что сам Бог начинает постоянно обитать внутри верующего.
Харизматы считают, поскольку человеческое понимание несовершенно, нужно, чтобы Истина была дарована сверху. Только исполненный Духом говорит на языках. При этом способность получать дары не зависят от святости. Можно быть святым без силы, а можно иметь силу и не быть святым. Таким образом, важны не образ жизни, не духовная и нравственная высота, а практика получения даров, Другими словами, человек далекий от святости вполне может стать “силовой станцией Бога”. Здесь кроется исток некритического отношения верующих к руководителям, пасторам, лидерам прославления, а также к самим себе.
Учение о необходимости прославления Бога является основополагающим при организации богослужебной практики. Задача “прославления” - слить всех присутствующих в едином эмоциональном а затем и экстатическом порыве, подчинить индивидуальную волю.
Догматическая конструкция и удачно вплетенный в нее непосредственный опыт богопознания толкают харизматов в “замкнутый круг некритичности”. Они не способны подвергнуть критическому анализу чудотворения, исцеления, пророчества, а также процедуры манипуляции и обмана, которым они подвергаются. Они уверены, что способны “различать духов”, на том основании, что Христос и Дух неразрывно связаны, а они (харизматы) имеют личное свидетельство от Духа. Уже это одно убеждает в том, что все происходящее совершается именем Христа, а не Сатаны. Войдя в этот “круг”, харизматы попадают в ловушку: они не могут заметить, что как раз слепая вера в свой дар “различать духов” напрочь лишает их этой возможности. Отсюда характерная органическая неспособность к критике и самокритике.
Молитвенная практика харизматов нередко приводит к патологическим случаям: случается, что некоторые харизматы разговаривают во сне “на языках”. Известны случаи, когда верующие, находясь в состоянии молитвенного экстаза, продолжали молиться в течение нескольких дней. Но со стороны единоверцев это воспринимается как дары Святого Духа.
Нисхождение Святого духа – введение в трансовое состояние – может произойти на первом же посещении молитвенного собрания. Иногда это приводит к потере сознания, поэтому, когда пастырь возлагает руки на неофитов, за его спиной находится ассистент, который страхует, чтоб посвящаемый не опрокинулся на спину.
Харизматы считают себя богоизбранными, истинной церковью Христовой, “солью земли”. В знак благодарности за свое избранничество они считают необходимым прославление бога в максимально активной, современной и даже экзотической форме, С этой целью они активно используют художественные средства: гимны, молитвы, призывы, песни, поэтические, музыкальные и танцевальные композиции и т.п. Авторами их, как правило, являются руководители или члены общины, обладающие соответствующими способностями. Поэтому часто в общинах функционируют ансамбли, хоры, танцевальные группы, другие самодеятельные коллективы. Их выступления на воскресных молитвенных собраниях создают атмосферу праздничности. Это дает возможность эстетически оформить молитвенное собрание, реализовать художественные способности членов общины, сделать собрание общины максимально современным и эмоционально напряженным.
Учение о сверхъестественном подтверждении дает основание харизматам считать, что именем Божьим им дано изгонять бесов, совершать чудеса, брать в руки змей, исцелять больных, принимать смертоносное и оставаться в живых и т.д. Эти качества могут быть присущи не только апостолам, но всем уверовавшим. Здесь харизматы попадают в своеобразный замкнутый круг, поскольку утверждают, что спасаются исключительно верой, а не добрыми делами, как католики, но в то же время, истинность веры подтверждается знамениями, чудотворением и священными дарами. Следовательно, “чистая” вера спасти не может: экзорцизм (изгнание бесов), исцеления, и другие чудеса – становятся важнейшим компонентом молитвенной жизни. Каждый верующий должен стремиться к ним, иначе их вера не будет подтверждена, а духовная жизнь останется неполноценной. Поэтому термины “помазанник”, “помазание” приобретают особую значимость в жизни харизматов. На этом основано сверхдоверие к пастору: он оказывается в глазах верующих “помазанным” в наибольшей степени, он не просто организатор молитвенного собрания, он – организатор получения даров Святого Духа всей церковью, один из источников даров Святого Духа, изливаемых на всю церковь.
Вера харизматов оказывается предельна “практична”. Служение должно быть сверхъестественным, а не просто молитвенным.
Учение об апостольской церкви, об общине как коллективном носителе харизмы и учение о возвращении к истокам раннего христианства являются обоснованием следующих принципов:
 
- коллективной формы молитвенных усилий, ибо дары святого Духа даются не отдельным верующим, но собранию в целом;
- предельной активности каждого в получении даров, чтобы обитающий внутри верующих Святой Дух проявлялся открыто, публично, сверхъестественно;
- неспособность получить дар в молитвенном собрании истолковываются как невежество, небрежность, или неверие, отсутствие стремления к полноте воплощения воли Божией. Невозможность получить дары трактуется как доказательства духовной, психологической и моральной неполноценности, чем создается дополнительный стимул для стремления к экстатическим переживаниям.
Построенное на этих принципах молитвенное собрание приобретает форму радения, где каждый верующий самостоятельно стремится войти в транс, стимулируя к этому другого. Установка на коллективный транс, на коллективное экстатическое переживание создает напряженную эмоциональную атмосферу, состояние полной готовности к манипулированию собственной психикой со стороны руководителя. Сами харизматы признают, что в их среде допускаются и “злоупотребление дарами, и верующие их покидают в растерянности. Но это не означает, что на тех служениях действовал дьявол. Просто люди перепутали порядок. Если мы научимся ходить в Духе, то у нас не будет неустройства на служениях”, - пишет один из идеологов харизматического движения. (3, 99).
Вера в воскрешение мертвых, (в случае если действуют три дара вместе – дар веры, чудотворение и дары исцелений), а также вера в способность изгнания злых духов, по сути, оправдывает использование магических действий харизматов, приближает их к оккультным доктринам, к тем духовным течениям, которые используют черную магию.
Очень сильным средством укрепления веры, а, следовательно, зависимости от общины и пастора, являются свидетельства. В конце каждого молитвенного собрания пастор предоставляет слово тем, кто может рассказать о каких-либо чудесах, свершившихся за неделю. Верующие рассказывают о чудесных исцелениях, чудесных видениях, сбывшихся пророчествах, о глубине своей веры, преодоленных кознях дьявола. При этом каждое из свидетельств сопровождается шквалом аплодисментов и криками. Этот прием создает настроение подъема, единодушия, всесилия и превосходства над другими.
 
Психологические приемы воздействия:
 
- обращение к соседу с добрыми пожеланиями;
- повторение за пастором отдельных слов;
- ответы “хэлилуйа” - на риторические вопросы пастора;
- повторение за пастором его “рукодельной” молитвы;
- пение вслед за солистом, хором или вместе с ними;
- многократное повторение одних и тех куплетов в “гимнах”;
- использование нетрадиционной для богослужений музыки (обычно популярной, но иногда и с интонациями негритянской (“соул”, “спиричуэлл”), и даже еврейской музыки;
- рукоплескания, аплодисменты;
- крики, радостные возгласы;
- воздевание рук;
- танцы - на сцене и подтанцовка – в зале;
- рассказы о чудесах и исцелениях, совершенных членами общины во имя Бога;
- убеждение верующих, что дар можно принять “здесь и сейчас”, “дверь всегда открыта”).