Владимир Петухов
В статье представлен опыт работы со специалистами образовательной системы, который является результатом реализации социально-психологических программ по профилактике психологической манипуляции и негативного культового воздействия на учащихся государственных образовательных учреждений.
Мы выделяем следующие условия и основные моменты заинтересованности культовых групп во внедрении в образовательную систему:
· возможность повышения собственного авторитета и придания видимости легитимности своей деятельности за счет сотрудничества с государственными учебными учреждениями;
· возможность пропаганды собственной идеологии;
· возможность оказания массового влияния и массовой вербовки новых адептов;
· возможность внедрения собственных идей под видом учебной информации.
Отмечаем, что свое влияние культы осуществляют комплексно и на всех уровнях образовательной системы.
При поддержке центральных и местных административных аппаратов системы образования для ее работников организуются и проводятся под видом обучающих семинаров крупномасштабные вербовочные семинары. Происходит популяризация культовой идеологии и культовых технологий под видом новейших профилактических и информационно-психологических разработок.
Культы, пользуясь слабым материальным и экономическим положением учебных заведений, устанавливают с их руководителями и администрацией тесную связь через организацию спонсорской и гуманитарной помощи, проведение экскурсий и летних лагерей для учащихся и преподавателей. Это приводит к тому, что администрация предоставляет свои помещения для аренды организациям с сомнительной репутацией для проведения своей обрядовой деятельности. Часто это приводит к внедрению наряду с обычной учебной программой методик, не прошедших соответствующую экспертизу и используемых без согласия родителей, содержащих элементы культовой идеологии и догматики. За счет времени, отведенного для учебы, представителями культов проводятся уроки и лекции для учащихся и преподавателей, которые часто сопровождаются распространением литературы, информационных буклетов и других информационных материалов организации вербовочного содержания.
Особую остроту и специфичность проблема приобретает на уровне взаимоотношений родитель – ребенок – учитель, если первый и/или последний является членом культовой организации.
При проведении профилактической работы по снижению риска негативного влияния со стороны культов среди работников системы образования нами были отмечены определенные объективные и субъективные трудности, преодоление которых позволило бы более качественно подойти к излагаемой проблеме. А именно:
· отсутствие государственной религии и отделение образования от церкви часто транслируется на традиционные для Украины церкви, а не на культовые организации в целом. Особенно это касается движения New Age, которое часто подает себя в виде философских школ;
· превратное толкование понятия “свобода совести”, часто понимаемое как вседозволенность и отрицающее аналитический и критический подход к той или иной доктрине;
· отсутствие четкого понимания различий между историческим для Украины и имеющим позитивную эмоциональную окраску христианством и использующими христианскую терминологию неокультами при внедрении ними своих профилактических программ (за здоровый способ жизни, против наркотиков и др.);
· низкая информированность учителей о таких понятиях как: культ, культовая зависимость, вербовка, психологическое насилие и эксплуатация, манипуляция и контроль сознания, критическое мышление;
· недостаточный уровень психологических знаний учителей, связанный с тем, что академическое обучение основам психологии в государственной системе подготовки кадров и повышения квалификации часто носит только теоретический характер и содержит устаревшую информацию.
Опыт работы в системе среднего образования по вопросам профилактики культового влияния.
Учитывая все вышеизложенное нами были предложены и реализованы мероприятия и программы по профилактике негативного влияния культов в системе образования как через учащихся, так и через самих специалистов образовательной сферы (в том числе руководителей и администрацию учебных заведений).
Общественной организацией “Союз защиты семьи и личности” на протяжении 2003 – 2004 года был организован комплекс мероприятий, который включал в себя занятия в учебных заведениях, круглые столы, консультации, семинары и конференции, в результате которых были созданы две профилактических программы.
Социально-психологическая программа “Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания”, которая предназначена для старших классов средних учебных заведений.
И вторая – учебно-тренинговая программа “Психологическая безопасность – учителю”, которая включает дистанционное обучение, рубрику в специализированном педагогическом журнале “Открытый урок”, материалы, размещенные на сайте, специализированные семинары и тренинги для специалистов образовательной сферы. Эта программа уже получила свое развития в рамках всеукраинского инновационного образовательного проекта “Открытая педагогическая школа”, который проводится при поддержке Академии педагогических наук Украины.